Проектная деятельность, как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста.
Проектная деятельность, как инновационная технология
работы с детьми дошкольного возраста.
(Из опыта работы МБДОУ «Детский сад №1 г.Конаково»)
Старший воспитатель: Шведова Елена Александровна ,
МБДОУ «Детский сад №1 г.Конаково»)
Педагог-психолог: Вилейто Светлана Валерьевна,
МБДОУ «Детский сад №1 г.Конаково»)
«Все, что я познаю, я знаю,
для чего мне это надо и где
и как я могу эти знания
применить» — тезис современного
понимания метода проектов.
Воспитание и развитие детей раннего возраста — одна из самых актуальных проблем современного общества. Дошкольное детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка.
Современные реалии и требования, предъявляемые государственным образовательным стандартом к качеству воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми педагогическими технологиями.
При множестве определений понятий "педагогическая технология" большинство специалистов объединяют их четырьмя принципиально важными положениями:
1. Планирование обучения и воспитания на основе точно определённого желаемого эталона;
2. Программирование учебно-воспитательного процесса в виде строгой последовательности действий воспитателя и ребенка;
3. Сопоставление результатов обучения и воспитания с первоначально намеченным эталоном как в ходе учебно-воспитательного процесса (мониторинг), так и при подведении итогов;
4. Коррекция результатов на любом этапе учебно-воспитательного процесса.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. В нашей статье мы рассматриваем использование инновационных технологий для улучшения качества образования в условиях дошкольного учреждения.
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.
Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.
Сегодня одним из инновационных методов, в воспитании детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает нас на то, что проектирование в образовательном процессе становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить его системность и результативность.
Проект — это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, который предусматривает поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели, в рамках определенной темы.
Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, разведки, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела).
По продолжительности они бывают:
- краткосрочными (одно или несколько занятий);
- средней продолжительности (в течение одного или нескольких месяцев);
- долгосрочные (на учебный год).
В педагогической практике нашего дошкольного учреждения были разработаны следующие типы проектов:
1. Исследовательско-экспериментальные проекты.
Тема: «Научные забавы» - краткосрочный проект.
В рамках данного проекта дети экспериментируют, а затем результаты оформляются в виде газет, центров экспериментирования в развивающей среде группы, методических копилок с описанием опытов для самостоятельных игр детей в группе и дома совместно с родителями.
2. Ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр).
Темы: «Театр для всех» - среднесрочный; «В поисках настроения» - среднесрочный;
Цель проекта: перевоплощение детей в образ персонажей сказки и решение по-своему поставленные проблем);
В результате проектов среда наполняется разнообразными видами театров: пальчиковые, плоскостные, на фланелеграфе, кукольные; различными музыкальными фонограммами, декорациями и др.
3. Информационно-практико-ориентированные проекты.
Цель проект а: сбор информации и реализация их, ориентируясь на социальные интересы.
Темы проектов: «8 марта международный женский день» - краткосрочный; «Безопасность на дороге» - краткосрочный; «Олимпийские надежды» - долгосрочный; «Приобщение к истории родного края, через экскурсии и целевые прогулки»- долгосрочный.
Результатами проектов стали оформление в виде добавления элементов к дизайну группы, тематические выставки, картотеки стихотворений и загадок, методические разработки сценариев, праздников и развлечений, встречи с интересными людьми;
4.4. Творческие проекты.
Темы проектов: «Маму свою я очень люблю» - краткосрочный; «Мы здоровью скажем: «Да» - долгосрочный.
Результаты творческих проектов воплощаются в виде детского праздника, детского дизайна, памяток для родителей, результаты совместной продуктивной деятельности детей и родителей.
Для того, чтобы проект состоялся необходимо соблюдать этапы реализации проектной деятельности:
ü Выбор темы (источники могут быть разные: события, праздники, даты, явления, предметы, и т. д.
ü Ключевые вопросы: Что мы знаем? Что хотим узнать? Сбор сведений ключевой вопрос: Что мы узнали?
ü Создание условий для познавательной деятельности в разных формах: литература, предметы, опыты, эксперименты, встречи, экскурсии и т. д.
ü Обсуждение выбора проектов вместе с детьми. Ключевые вопросы: Почему этот проект выбираем? Что хотим получить в конце? Что необходимо для реализации? Предложить варианты. Их обсудить. Сделать выбор. Наметить шаги для реализации, распределить роли, план деятельности.
ü Реализация проектов. Участие детей в разных видах деятельности. Ключевые вопросы: Что мы делаем с тем, что узнали? Что получается? Что не получается? Что еще нужно? Ответ — практический.
ü Создание нового продукта: праздник, спектакль, газета, книга, практическое дело и т. д.
ü Презентация проектов. Ключевой вопрос: Что получилось?
К проектной деятельности необходимо привлекать родителей: информировать их о тематике проектов, сроках и содержании каждого этапа, предлагать конкретное участие соблюдая добровольность, вызывая чувство успешности, благодарить.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит ему в будущем успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему ДОУ, открытой для активного участия родителей.
Проектная деятельность в МБДОУ «Детский сад №1 г.Конаково» согласно Закону РФ «Об образовании», концепции модернизации российского образования и ФГОС ДО успешно применяет проектную деятельность.
Указанные в статье проекты были разработаны и реализованы в практике нашего дошкольного учреждения следующими педагогами: Иванова К.С., Хомкова Х.А., Карпец С.А., Исаева Л.А., Шведова Е.А., Вилейто С.В., Никульникова А.С., Петерсон Л.В.
Делимся опытом