0+
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №1 г.Конаково"

Гендерное воспитание: воспитываем мальчишек

31.10.2013

Немного о понятии «гендерное воспитание». Проблема гендерного воспитания дошкольников сегодня актуальна как никогда. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим сквернословие и наличие вредных привычек у представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи. На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Кроме того, играя, дети не умеют договариваться, распределять роли, а в процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.
                 Почему именно в дошкольном возрасте важно гендерное воспитание? Дело в том, что именно в период раннего и дошкольного детства у всех малышей формируется гендерная идентичность. К двум годам ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. С 4-х до 7 лет формируется гендерная константность (устойчивость): дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка. Становление гендерной идентичности является серьезной проблемой. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины. Программно-методическим обеспечением дошкольных программ гендерные особенности не учитываются. В результате содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на особенности мальчиков и девочек. Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми чаще всего рассчитаны на девочек.
                      Когда-то полоролевое воспитание детей в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3-х лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.
                   На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя. Ввели использование термина «гендер», который означает социальный пол, пол как продукт культуры. А гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты.
Сегодня мы подробно рассмотрим вопросы воспитания мальчиков .Всем нам хочется, чтобы мальчики стали счастливыми, творческими, энергичными и добрыми мужчинами. Мы стремимся, чтобы они выросли заботливыми, внимательными и соответствовали требованиям 21 века! Но мальчики не растут сами по себе ровно и гладко! Задача состоит в том, чтобы понять, что требуется ребенку и когда. К счастью, мальчики не сегодня появились на свет, и мы не первооткрыватели в вопросах их воспитания. Итак, коротко о трех стадиях развития мальчиков.
1.    Первая стадия охватывает период с рождения до  шести лет – возраст, в течение которого мальчик крепче всего связан с матерью. Это «её» мальчик, даже при том, что отец может играть большую роль в жизни ребенка. Цель воспитания в этот период – передать мальчику большую любовь и ощущение безопасности.
2.     Вторая стадия длится с шести до четырнадцати лет – возрастной период, в течение которого, мальчик, следуя собственным внутренним ощущениям, хочет учиться быть мужчиной и всё больше присматривается к отцу, его интересам и поступкам (хотя мать остается очень близким человеком). Цель воспитания в этот период – повысить уровень знаний ребенка и развить его способности, не забывая о доброте и открытости, то есть стремиться к развитию гармоничной личности.
3.    И, наконец, период от четырнадцати лет до совершеннолетия, когда мальчику необходимо участие мужчины наставника, если он хочет быть полностью подготовленным к взрослой жизни. Мама и папа несколько отступают на задний план, но они должны подыскать своему сыну достойного наставника, чтобы ему не пришлось довольствоваться знаниями и опытом своих некомпетентных сверстников. Цель воспитания на этом периоде – обучить навыкам, привить чувство ответственности и самоуважения, активно вовлекая его во взрослую жизнь.
Пожалуйста, помните!!!! Эти стадии не в коем случае не предполагают внезапного или резкого перехода влияния на ребенка от одного родителя к другому. Лучше всего, когда оба родителя принимают активное участие в жизни сына с детства до совершеннолетия. Зная об этих трех стадиях, можно четко определить для себя программу действий. Например, совершенно очевидно, что отцы мальчиков возрасте от 6 до 14 лет не должны отстранятся от семьи ни морально, ни физически. Если это происходит, то исключительно во вред сыновьям.
С рождения до шести: нежные годы
             В этот период жизни необходимо, чтобы малыш чувствовал связь по крайней мере о одним человеком. Как правило, с мамой. Первые проявления разницы полов (на генетическом уровне) начинают проявляться уже в младенчестве. Мальчики менее восприимчивы к лицам окружающих. У девочек сильнее развито ощущение прикосновения. Мальчики растут быстрее и активнее набирают силу, хотя разлуку с матерью воспринимают острее. Когда дети начинают ходить, разница между девочками и мальчиками становится еще заметнее. Мальчикам требуется больше места для игр и передвижения. Они любят хватать предметы и манипулировать ими, строить высокие башни из блоков, в то время как девочки предпочитают возиться на полу. В детском саду мальчики игнорируют появление в группе новеньких, а девочки тут же замечают их и заводят дружбу.
             Как ни печально, взрослые относятся к мальчикам более строго. Исследования показывают, что родители обнимают и ласкают девочек гораздо чаще, больше разговаривают с ними. Когда мама с интересом и удовольствием обучает сына, разговаривает с ним, это помогает развитию его речевых навыков, общительности, что очень важно для мальчиков, поскольку им в большей степени, нежели девочкам, нужна помощь в усвоении навыков общения. По возможности мальчику лучше оставаться дома с одним из родителей до трехлетнего возраста. Мальчики в большей степени склонны переживать разлуку с близкими, у них чаще наблюдается эмоциональный стресс от ощущения брошенности. В результате развиваются беспокойство и агрессивность, и такая модель поведения сохраняется даже в школе. Первые уроки, которые мальчикам нужно усвоить в жизни, это уроки доброты, доверия, тепла и радости. Короче говоря, до шести лет пол ребенка не имеет особого значения. Самое главное для него в этот период жизни – находиться в центре внимания и ощущать присутствие двух любящих родителей.

С шести до тринадцати: интерес к мужественности
             Лет в шесть с мальчиком происходят важные изменения. В них словно просыпается дремавшая до сих пор мужественность. Даже те мальчишки, которые не так много смотрят телевизор, вдруг начинают проявлять интерес к оружию, бороться и драться, играть в шумные игры. И происходит ещё кое-что очень важное, причем характерное для всех стран и культур. Примерно в возрасте шести лет мальчики словно замыкаются на отце. В них пробуждается желание быть рядом с мужчиной, учиться у него, подражать. Если в этот период отец игнорирует сына, мальчик зачастую устраивает дикие выходки, лишь бы привлечь его внимание. Чтобы привлечь внимание отца, мальчики могут начать воровать, мочиться ночью в постель, проявлять агрессию, совершать другие неблаговидные поступки. Усиление интереса к отцу вовсе не означает, что мама уходит со сцены. Если мать отделяется от сына или лишает его тепла и внимания еще в раннем возрасте, результат печальный: мальчик, стремясь заглушить обиду и боль, словно перерезает ниточки, которые связывали его с матерью – нежность и любовь. Если мальчик ставит перед собой такую заслонку, он вырастет довольно резким и грубым, и вряд ли будет проявлять нежность по отношению к своим детям и супруге. Все мы очень хорошо знаем таких мужчин, которые эмоционально зажаты и не способны наладить контакта с людьми. Чтобы наши сыновья не были такими, просто нужно чаще обнимать их -  и в 5, и в 10, и в 15 лет.

Возврат к списку

© 2019 МБДОУ д/с № 1
Контактная информация

Адрес: 171252, Россия, Тверская область, г. Конаково, ул. Энергетиков, д.26

Телефон, факс: 8 (48242) 4-38-14, 4-39-10.   Министерство просвещения Российской Федерации Министерство образования Тверской области

Яндекс.Метрика

Использование материалов сайта согласуется с администрацией учреждения.