0+
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №1 г.Конаково"
Решаем вместе
Есть вопрос?

Рекомендации логопеда родителям

Эффективность логопедической работы как непрерывного педагогического процесса в условиях детского сада,  во многом определяется качеством и уровнем взаимосвязи логопеда и родителей.



Малая
осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими
раннего выявления речевых нарушений и своевременного воздействия на них,
говорят о необходимости совместной работы.
В дошкольном учреждении ведется работа по формированию звукопроизношения,
правильного овладения грамматическими средствами языка, интонационной
выразительности, связной речи
. Но нельзя забывать и о том, что ребенок
много времени проводит вне детского сада. В общении с окружающими развивается
словарь и ребенок успешнее овладевает
речью, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье
.

Правильное
понимание родителями задач воспитания и обучения, тесная взаимосвязь с
педагогами, знание некоторых методических приемов, поможет родителям в
организации занятий с детьми по закреплению навыков, приобретенных при
выполнении заданий логопеда на  индивидуальных занятиях. Родителям не
рекомендуется чрезмерно форсировать
речевое развитие ребенка, нельзя нагружать его сложным речевым материалом,
заставлять произносить звуки, которые недоступны в силу неподготовленности
речевого аппарата.


Для
успешного овладения ребенком грамматическими формами языка родителям необходимо
соблюдать следующие правила: 1.
Позаботится о правильной языковой среде.



2. Избегать в присутствии ребенка торопливой
речи, которую он не может четко воспринимать, а значит, и использовать, как
полноценный образец для подражания.



3. Особое внимание
обращать на четкость произношения окончаний и предлогов самими родителями,
поскольку эти элементы в нашей речи в большинстве случаев являются безударными,
а значит и неопределенно слышимыми.



4. Постараться увлечь ребенка игрой «в слова».
Выполнение всех этих условий предупредит появление у ребенка многих школьных
проблем.



С
целью формирования навыка ведения диалога, развития познавательного интереса и
способностей детей родителям нужно постоянно разговаривать с ними, спрашивать
ребенка обо всем: чем кормили в детском саду, какие были занятия, чему научился
и т.д. Гуляя с ребенком на улице, отвлекаться от своих мыслей, прислушиваться к
его словам, а потом и самим спрашивать: «Как ты думаешь, о чем нам рассказывают
листья? Интересно, о чем «размышляет» нахохлившийся воробей? Давай сочиним «сказку про дождь»!



Каждый день необходимо
делиться с ребенком своими впечатлениями о музыке, погоде, обо всем, что
волнует. И родители заметят, как, поначалу подражая, а потом, становясь все
самостоятельнее в суждениях, ребенок будет стремиться вести диалог.



Родители
часто спрашивают: «Чему и как учить до школы?»

Единого рецепта для всех нет, и быть не может: с одними нужно больше говорить,
другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а с четвертым учиться
сидеть и внимательно слушать. Важно помнить, что весь период развития ребенка
до школы и есть время, когда идет подготовка к школе. Но и здесь надо найти
золотую середину, не переусердствовать, не требовать непосильного только
потому, что «другие» уже умеют это, дать ему возможность получить
удовлетворение от достигнутого и только потом переходить к чему-то новому,
более сложному. Цель всегда должна быть на шаг впереди, но быть достижимой,
соответствовать возможностям ребенка. Нужно знать, что у детей, испытавших
неудачу, снижается желание учиться, интерес к новому, а значит, затрудняется
процесс обучения; помнить, что подготовка к школе не только работа педагогов,
именно семья должна и может сыграть решающую роль при подготовке ребенка к
школе. Для достижения максимальной эффективности работы с детьми дома следует
определить четкое время занятий, в зависимости от возможностей ребенка. Для этого
на часах вместе с ребенком сделать «пометку», указав на начало занятий. Правилу
проведения занятий в определенное время необходимо следовать ежедневно.
Рекомендуется делить занятия на части, длительность каждой из которых не должна
быть более 15 минут.



       Целесообразно менять виды деятельности,
чередовать занятие с подвижными, дидактическими, настольными играми, включать в
занятие разнообразные сюрпризные моменты. С детьми младшего или среднего
дошкольного возраста стараться не использовать прямых инструкций «скажи,
повтори».



       Надо обращать каждое занятие в игру:
играть «в школу» для кукол, мишек; не отнимать у ребенка детство, дать ему
возможность наиграться. К моменту занятий предварительно изучить задание:
внимательно прочитать, продумать, как предложить задание ребенку
(последовательность вопросов, словесных инструкций), продумать, как оказать
помощь (задать наводящие вопросы, дать образец на другом материале, не
рекомендуется показывать в тетради ребенка), учить детей вслушиваться в инструкцию
и выполнять задание самостоятельно. При непонятных вопросах обращаться к
логопеду или воспитателям. Рекомендуется распределить, какую часть задания
выполнить в игровой форме по дороге домой, а над чем позаниматься перед
зеркалом, за столом в определенное время. Предвидя отказ, использовать
альтернативные вопросы типа: «Что будем делать сначала – проговаривать слова
или доучивать стихотворение?» Текущую коррекцию проводить мягко и не
авторитарно.



     Когда дети допускают речевые ошибки, не
следует прерывать их, нужно предоставить возможность высказаться, а затем
исправить ошибку и закрепить правильный речевой образец. Подкреплять достижения
ребенка похвалой. Дети дошкольного возраста чувствительны к словам значимых для
них взрослых (особенно девочки), поэтому поощрением для них может служить
удачно подобранные фразы или слова. Поощрять не только за результат, но и за
попытку ребенка достигнуть результата, за старание, сотрудничество, стремление
доводить начатое дело до конца. При этом постараться использовать местоимения
«я, мне», вместо «ты», например: «Я рада, что у тебя получается», а не «Какой
ты молодец!».



        При выполнении комплекса
артикуляционных упражнений соблюдать определенные правила:



1.
Выполнять только те упражнения, которые
даны и записаны в тетради ребенка.



2. Принуждать ребенка нельзя. Занятия
дадут наилучший результат, если они проводятся ежедневно и в форме игры,
вызывая интерес у ребенка.



3. Упражнения нужно проводить в
строгой последовательности.



4. К последующим упражнениям переходить лишь
после того, как будут усвоены предыдущие.



5. Все упражнения выполнять естественно, без
напряжения
.



        Родителям, занимаясь с ребенком,
предпочтительнее занимать позицию на уровне глаз ребенка. Принимать ребенка
таким, какой он есть: быть с ним «здесь и сейчас». Разговаривать с ребенком
заботливым, ободряющим тоном. В разговоре называть как можно больше предметов,
давать ребенку простые и доступные объяснения, поощрять стремление ребенка
задавать вопросы. Когда ребенок разговаривает, слушать его внимательно. Быть
примером для ребенка: следить за своим голосом и организацией речи (логические
паузы и ударение, высота, тембр голоса). Контролировать, чтобы ребенок
одновременно слушал слово и всматривался в артикуляцию, чтобы игра и общение
доставляли ребенку удовольствие.



        Взрослому, который хочет научить ребенка
читать, необходимо проявлять интерес к тому, что делает вместе с ребенком,
радоваться, удивляться, огорчаться вместе с ним, не забывать хвалить ребенка за
старание, сотрудничество. Учитывать его состояние, не настаивать на выполнении
заданий, если ребенок не проявляет интереса и желания к самому процессу.
Оставлять за порогом свое настроение, не разрешать себе раздражаться, лгать,
притворяться, быть спокойным, доброжелательным, открытым и искренним. Ребенок
должен чувствовать, что вы хотите ему помочь, что вы его друг и партнер.
Стараться выполнять эти несложные правила, и ребенок будет ждать встречи, у
него возникнет желание научиться читать.



         Важно ежедневно читать ребенку книги.
Во-первых, усиливается эмоциональное восприятие ребенка, так как он видит
мимику, слышит голос. Во-вторых, у ребенка возникает потребность ежедневно
получать информацию. Это особенно важно в тех случаях, когда ребенок умеет
читать, но не хочет. Иногда ребенок просит читать одну и ту же книгу много
раз,- это хорошо, значит, содержание данной книги соответствует уровню его
развития, переживаниям. Многократно слушая содержание книги, у ребенка
развивается духовный мир, предвосхищает дальнейшее содержание текста. В целях
развития этого навыка следует периодически задавать ему вопрос: «О чем пойдет
речь дальше?» При повторном чтении книги стараются читать быстро, но четко
произносить слова. Ускоренное чтение стимулирует у ребенка способность быстро
понимать содержание текста, а это в свою очередь способствует развитию навыков
чтения. Потом, при самостоятельном чтении, он будет понимать содержание
быстрее, чем произносить слово. Выполнение родителями рекомендаций логопеда
позволит им стать более грамотными, а значит, даст возможность осознанно и
действенно участвовать в процессе коррекции речи своих детей.
 

У многих детей к 5 годам не
сформирована как звуковая, так и смысловая сторона речи. Это отрицательно
сказывается на овладении различными навыками и умениями. 


Дети с недостатками речи испытывают
значительные затруднения при восприятии на слух близких звуков, определении из
акустического и артикуляционного сходства и различия, не учитывают
смыслоразличительного значения этих звуков в словах. Затруднения в выработке
звуковой дифференциации чаще проявляются либо в замене одного звука другим,
либо в смешении звуков. Замены и смешения звуков наблюдаются внутри
определенных фонетических групп. Все это усложняет формирование устойчивых
представлений о звуковом составе слова. Если детям своевременно не оказать
помощь, то они не смогут полноценно овладеть грамотой, а в дальнейшем и
письменной речью.

Представленные Вам игры
помогут формированию у ребенка фонетико-фонематических процессов,
предпосылок к овладению навыками чтения и письма. Они способствуют развитию
мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, классификации),
устойчивости и концентрации внимания, целенаправленности деятельности, а также
обогащению словарного запаса, развитию связной речи и коммуникативных умений
(рассуждения и доказательства в процессе выполнения заданий).

             Работа над воспитанием  дифферен­циации звуков речи обычно начинается
«издале­ка». Сначала убедитесь в том, что Ваш ребенок хорошо различает на слух
такие непохожие не­речевые звуки, как гудок машины, тиканье часов, телефонный
звонок, шуршание бумаги, лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, шум дождя
и пр. Во всех этих случаях ребенок должен просто уметь соотнести слышимый им
звук с соответст­вующим предметом. С этой целью, услышав за ок­ном, например,
гудок машины, лай собаки или кар­канье вороны, спросите ребенка о том, кто (или
что) издает этот звук («КТО ЭТО?», «ЧТО ЭТО?»). При выполнении таких заданий
необходимо соблюдение основного условия: ребенок не должен видеть предметы или
животных, которые издают звуки. В норме большинство этих звуков различаются
детьми в возрасте около года или да­же несколько раньше, о чем можно догадаться
по реакции детей на эти звуки.



Как для проверки, так и для проведения трени­ровочных упражнений можно
использовать сле­дующие игры и задания.



1. «Близко или далеко?»
Ребенок стоит на некотором расстоянии от Вас, повернувшись к Вам спиной. Вы
произносите однуили несколько фраз то громко, то тихо. Он должен определить,
близко или далеко Вы от него находитесь (с тихим звучанием голоса условно
связывается более далекое расстояние, с громким — более близкое). Это
упражнение позволя­ет выяснить возможность дифференциации зву­ков по их силе.



2. «Кто из медведей?»
Прочитав «в лицах» сказку «Три медведя», попросите ребенка повернуться к Вам
спиной. После этого поочередно имитируйте голоса то Михаилы Иваныча, то
Настасьи Петровны, то Мишутки. Ребенок должен определить, кому из медведей
принадлежит голос. Упражнение по­зволяет проверить возможность различения зву­ков
по высоте.


3. «Взрослый или
детеныш?»

Имитируя голоса животных, одно и

то же звукоподражание (например, МЯУ) произносите в разной последовательности
то более низким, то более высоким («тоненьким») голосом. Ребенок должен
определить, кошке или котенку принад­лежит этот голос. То же самое и с голосами
всех остальных животных. Это задание, как и предыдущее, рассчитано на
различение звуков по высоте.


4. «Кто позвал?»
Ребёнку предлагается завязать глаза или встать к Вам спиной. После этого его
поочередно называют по имени разные члены Вашей семьи (или другие дети,
знакомые). Он должен узнать по голосу, кто его позвал.

5. «Долгий или короткий?»
Имитируя попеременно то продолжительный, то короткий звук гудка (У-У-У-У-У-У-У
или У-У-У), предложите ребенку каждый раз опреде­лять, долгий или короткий был
гудок. Как видим, это упражнение позволяет выявить возможность различения
ребенком кратких и продолжитель­ных звучаний. Владение этим умением помимо
облегчения дифференциации звуков поможет ре­бенку в дальнейшем и в различении
ударных и безударных слогов.


      Если ребенок не справляется с этими
зада­ниями, упражняйте его в их выполнении до тех пор, пока они не станут для
него вполне доступ­ными. И только после того, как ухо ребенка научится
прислушиваться к окружающим зву­кам и выделять наиболее характерные их при­знаки,
можно будет приступить к гораздо более сложным упражнениям — к упражнениям в
слуховой дифференциации звуков речи. Теперь Ребенок будет достаточно
подготовлен к их раз­личению, поскольку речевые звуки также отличаются друг от
друга по силе или громкости звучания (звонкие —  глухие), по его высоте
(мягкие – твердые).

Сначала условно отождествите не различаемые им по слу­ху звуки (например, С-Ш,
3-Ж) с неречевыми звуками окружающей природы. Так, звук С мож­но отождествить
со звуком вытекающей из крана воды или со свистом, Ш — с шумом леса при сильном
ветре, Ж — с жужжанием жука, 3 — с писком комара.

Смысл этих отождествлений заключается в том, что Вам необходимо любыми
возможными способами довести до сознания ребенка разницу в звучании тех
звуков, которые он не различает на слух. Ведь именно потому он и «путает» КРЫСУ
и КРЫШУ, что самостоя­тельно не в  состоянии уловить никакого раз­личия
между звуками С и Ш, а Ваша задача заключается в том, чтобы ему в этом помочь



         Объясните ре­бенку, что
комариный писк очень высокий и тонкий, тогда как жуки издают при жужжании более
низкий и более приглушенный звук. Несколько раз подряд изобразите попеременно
то одно, то другое звучание и дайте ребенку возможность хорошо вслушаться в
произносимые Вами звуки.

После того как ребенок научится различать на слух изолированно звучащие звуки
(например, упомянутые выше 3 и Ж), необходимо поупражнять его в различении этих
звуков в словах. С этой целью предложите ему такие задания:

1. Хлопнуть в ладоши, если в слове будет слышен звук 3. После такой
договоренности с ребенком Вы последовательно произносите примерно следующий ряд
слов: ЗВОНОК, ЛАМПА, ЛУНА, КОЗА, ЗАБОР, РОЗА, РУКА, ЗУБЫ, РЫБА, ГЛА­ЗА и т.п.
На первых порах звук 3 можно произ­носить несколько подчеркнуто, более
длительно. Как видим, в приведенных здесь словах нет зву­ков, акустически
близких к звуку 3, в том числе и смешиваемого с ним звука Ж. Все это значитель­но
облегчает выполнение задания.

2.        Хлопнуть в ладоши, если в слове
будет слы­шен звук Ж. Ребенку предъявляются примерно такие слова: ЖУРАВЛЬ,
ЖАБА, МОЛОКО, ЛУ­ЖА, КАРТИНА, КНИГА, ЖАКЕТ, ЖИРАФ, ТА­РЕЛКА и т.п. Как и в
предыдущем случае, здесь полностью отсутствуют звуки, близкие к звуку Ж.

3.        Поднять вверх руку с буквой 3 (или
Ж), если в слове будет слышен звук 3 (или Ж). Про­износится последовательно
примерно такой ряд слов с некоторым выделением звуков 3 и Ж: ЛЫ­ЖИ, ЗАЙКА,
ЗАМОК, ЖИЛЕТ, ЖАРА, ЖУК, ЗАКАТ, ПОЖАР, ГРОЗА, ЖАВОРОНОК, ЗМЕЯ, ЗОЛОТО и т.д.
Ребенок должен «реагировать» только на звук 3 или только на звук Ж. Это зада­ние
значительно сложнее предыдущих, поскольку в нем одновременно представлены оба
«трудных» звука.

4.   Поднять вверх руку с буквой 3 или Ж, когда в слове будет  слышен звук 3 или Ж.      В отличие от предыдущего задания, здесь
ребенок должен реа­гировать сразу на оба звука. Упражнение можно усложнить за
счет включения в него таких слов, которые содержат сразу оба звука (типа
ЖЕЛЕЗО, ЖИЗНЬ, ЗАЖИГАЛКА, ЗАЖАРИТЬ, ЗА­ЖИМ, ЖАЛЮЗИ и др.). В этих случаях одно­временно
поднимаются обе буквы. Задание может предлагаться детям старшего дошкольного
воз­раста.

     Если ребенок научился справляться со
всеми этими заданиями, включая последнее, то это говорит об овладении им
слуховой дифференциацией не различаемых ранее звуков. Дети 3 — 5-летнего
возраста, научившись различать звуки на слух, чаще всего самостоятельно
овладевают нужной артику­ляцией на основе простого подражания правиль­ной речи
окружающих. Нужно только в течение некоторого времени стараться ясно и
отчетливо произносить в присутствии ребенка как можно больше слов с этими
звуками. Если же с усвоени­ем правильной артикуляции звука возникнут трудности,
то необходимо обратиться за помощью к логопеду.


Возврат к списку

© 2019 МБДОУ д/с № 1
Контактная информация

Адрес: 171252, Россия, Тверская область, г. Конаково, ул. Энергетиков, д.26

Телефон, факс: 8 (48242) 4-38-14, 4-39-10.   Министерство просвещения Российской Федерации Министерство образования Тверской области

Яндекс.Метрика

Использование материалов сайта согласуется с администрацией учреждения.