Песочная терапия для детей дошкольного возраста
Воспитатель
МБДОУ "Детский сад №1 г. Конаково"
Карпик Д. Г.
Песочная терапия для детей дошкольного возраста
Особенности метода
Метод подходит для всех возрастных категорий. Как только человек опускает ладони в материал, его воображение начинает рисовать красочные картины золотого пляжа, яркую синеву моря и белые хлопья облаков, неспешно плывущих по небу. Аналогично тому, как песок пропускает воду, он поглощает и негативную энергию. Мельчайшие песчинки, только соединённые вместе определенным образом, позволяют создать своё произведение. Они символизируют жизнь, в которой человек, расставляя определённым образом события и мысли, получает желаемые результаты. Комплексное воздействие на психику человека обеспечивается благодаря тактильному раздражению очень чувствительных нервных окончаний ладоней, кистей рук. Возникает состояние медитации, снимается нервное напряжение. По изображениям и символам, получившимся в результате рисования можно делать выводы о специфике личностных проблем, выявлять потребности человека. Изучая запечатлённое, мы видим трёхмерное изображение внутреннего мира, неосознанные проблемы и конфликты.
Цель терапии – развить в ребёнке принятие собственного «я», научить доверять и любить себя.
Задачи терапии: воспитание позитивного отношения к жизни, к себе; воспитание ответственности за свои действия; тренировка способности доверять себе и осуществлять самоконтроль над своими действиями; лечение избыточной тревожности при планировании поступков и преодолении препятствий; развитие веры в себя.
Принципы метода Песочная терапия основывается на создании фигур или изображений на плоскости. Первоначально необходимо провести тестирование, попросив создать свой образ и описать его словами. Детская аудитория рассматривает это как игру, которая на самом деле является мощным диагностическим инструментом и коррекционной методикой. Заниматься можно под музыку или слушая сказку, в зависимости от задачи конкретной процедуры. Метод используется в качестве самостоятельного или как составная часть следующих направлений лечения: песочная арт–терапия; психология; логопедия; развитие речи, письма, счёта, памяти и внимания; терапия, направленная на развитие самоосознания, уважения к себе; выявление негативных мыслей, обучение справляться с ними; воздействие на нескольких членов семьи с целью коррекции поведенческих расстройств; детский психоанализ.
Возможности метода Песочная терапия в детском саду позволит приготовить самый первый обед, построить свой первый дом. Будучи отражением внутреннего мира, терапия песком обеспечивает следующие моменты:
- Создаёт естественную комфортную среду для творчества ребёнка, которая стимулирует его созидательную деятельность.
- Оживляет абстрактные образы, упрощает возможность понять сложение букв — в слова, цифр — в математические действия.
- Даёт возможность детям «проживать» ситуацию вместе с героями сказок.
- Обеспечивает переход от реальности в сказку, даёт возможность проверить правильность выбора решения в той или иной ситуации.
У детей с речевыми расстройствами имеются сложные нарушения эмоций, что выражается в несоответствии эмоциональных реакций конкретной ситуации. Это осложняет контакт со сверстниками, ведёт к гиперактивности или зажатости. Это порождает необходимость включения самых разнообразных методов в работу с детьми. Доказано, что песочная терапия позволяет развить способности общения, учит выражать и понимать себя, свои чувства.
Показания к терапии имеются следующие:
показания к проведению песочной терапии:
- переживание возрастного кризиса;
- неспособность изложить словами свои переживания;
- наличие психологической травмы;
- неспособность самостоятельно принять решение;
- задержка психоречевого развития;
- эмоциональная заторможенность, «скудодушие»;
- психотерапия различных зависимостей;
- уменьшение напряженности;
- развитие всех видов чувствительности;
- нормализация мышечного тонуса;
- расширение кругозора;
- повышенная тревожность, эмоциональная лабильность.
Через тактильные ощущения не только развивается речь, познание, но и дети избавляются от немотивированной агрессии, педагог начинает понимать лучше своих воспитанников. Психотерапия с помощью песка распространена в детсадах и школах не повсеместно, но в скором времени эта методика будет обязательна для всех образовательных учреждений с обеспечением специальным оборудованием. Немаловажным является применение этого метода в работе с детьми с особенностями, имеющими онр, зпр, нарушения зрения, дцп, инвалидами. Достаточно только таким детям дать установку строить, как они уже начнут создавать целые вселенные.
Противопоказания
Психологи не рекомендуют песочную терапию в детских образовательных учреждениях детям при наличии следующих состояний:
- дефицит внимания, гиперактивность;
- эпилептические припадки;
- психиатрические болезни;
- повышенная тревожность;
- невроз навязчивых состояний;
- пылевые аллергические реакции;
- болезни лёгких;
- заболевания кожи и травмы кистей рук.
Психотерапевты применяют метод с детьми, страдающими дефицитом внимания и гиперактивностью.
Оборудование для занятий
Для лечебной игры используются следующие приспособления: водонепроницаемый ящик, стенки которого окрашены в голубой цвет, а дно – в синий; специальная песочница, меняющая цвет – планшет; чистый песок, который во время определённых игр надо увлажнить; набор фигурок, символизирующих здания, людей, животных, машины; символические предметы, которые будут обозначать загаданные желания, сундуки с сокровищами, кладами; сказочные герои – добрые и злые; религиозные предметы и сувениры; естественные предметы – ракушки, веточки, шишки; домашняя утварь; болты, шурупы; пластиковые буквы и цифры, геометрические фигуры. После тестирования начинаются обучающие игры для дошкольников соответственно потребностям, возрасту, выявленным нарушениям, когнитивным расстройствам. В дальнейшем можно подключать интерактивные, развивающие занятия и только потом — проективные игры, упражнения.
Методики игр
Что необходимо для песочной терапии дома Если родители хотят организовать песочную терапию дома, то для этого им потребуется: поддон; песок; миниатюрные фигурки; камешки, растения и т. п. для создания определенного ландшафта. В зависимости от поставленных задач песочная терапия может проходить в виде игр, направленных на: развитие фонематики; коррекцию произнесения звуков; обучение грамотности; познавательные игры; семейная песочная терапия; проекционные игры.
Занятие включает следующий план: знакомим малыша с песочницей, объясняем, что голубой бортик символизирует небо, что можно создать любой вид местности: горы, пустыни, а раздвинув песок – синее море. Даём возможность подержать в руках коллекцию геометрических фигур, животных, предметов быта. Фигуры, которые выбирает кроха, символизируют его состояние на сегодняшний день. Самое главное — попросить его рассказать, о чём он думает по поводу выбранных фигурок. Внимательно наблюдаем за малышом: как он входит в ситуацию, с кем он себя идентифицирует. Учим ребёнка бережному отношению к материалу. Формулируем тему в начале песочной терапии, занятия проводим, согласно плану, а после его окончания важно сделать вывод о проделанной работе, разложить все использованные предметы и игрушки по местам, убрать за собой.
Вот несколько игр:
Оттиски рук. С помощью этого упражнения малыш учится оценке ощущений. Педагог либо родитель показывает подопечному оттиск своей ладошки на песке, то же повторяет пациент. Рука вдавливается и погружается в поддон. Сначала свои ощущения описывает ведущий. Он ведет свой рассказ про песок, какой это материал мягкий или шероховатый, как он чувствует своей кожей маленькие частички. Затем следует рассказ малыша о песке.
Дождик или водопад. Данная игра – хорошее средство для снятия напряжения в мышцах и агрессии. Педагог либо ведущий говорит, что начался водопад. Маленький человек пересыпает песок на тыльную сторону руки взрослому, а затем он выполняет упражнение малышу.
Создание узоров. Нарисовать на песке с помощью пальцев, кулачков, кистей разнообразные узоры, а затем рассказать, что представляется ребенку, когда он смотрит на них. Это могут как цветы, так и животные, ветки и др. Такое упражнение положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии детей.
Прятки. Игра помогает в выяснении психологических проблем подопечного и помощи в избавлении от них. Дошкольнику на выбор предлагается несколько предметов, которые он должен закопать в песок, а затем выкопать и рассказать о всех спрятанных предметах.
Проигрывание сюжета. Психолог предлагает пациенту создать собственный мир, использовав на выбор миниатюрные фигурки. Если цель песочной терапии — избавление от агрессии, то маленький человек выберет отрицательных персонажей и устроит войну и разрушение тем самым, сняв напряжение и успокоив свой гнев.
Совет психолога родителям, как расшифровать знаки: малышом могут быть выполнены любые постройки и такими способами, какими он хочет, придерживаясь трех главных правил: не высыпать песок за пределы поддона, не разрушать постройки других детей, если он играет в компании. Родителям необходимо вести наблюдение за тем, что строит ребенок. К примеру, если он занимается строительством домика, стены которого очень толстые, значит, у него есть стремление к защищенности, которой ему может не доставать, желает упрочить свои внутренние границы, чтобы все заметили их и не переступали. Мощность – символ того, что у него не выстроены границы, из-за чего нет комфорта. О нехватке у малыша тепла и заботы свидетельствует появление свечей или очага. Наличие хаоса в игровом пространстве ребенка показывает, какой беспорядок во внутри пациента или предвещает незамедлительное начало перемен. Немаловажным является ведение наблюдения за игрой маленького человека, задавание ему вопросов: почему получилась именно эта композиция, какое значение имеют для него все эти сооружения. При каждодневном строительстве мира у малыша становится лучше поведение, сон становится крепче, уходят тревожность и напряжение».
Заключение
Рисование песком поможет ребенку расслабиться, оно завораживающе действует на зрителей и художников. Песочная терапия может проводиться под музыку и позволяет решить многие задачи диагностики, лечения и развития когнитивных способностей. При этом задействуются в процесс практически все виды органов-анализаторов: зрение; слух; тактильная чувствительность; сенсорное восприятие. Песочная терапия для детей дошкольного возраста позволяет развить речь, моторику, слух, общительность, креативность, творческие способности. Кроме того, она снимает стресс, избавляет от страхов, помогает выразить внутренние конфликты и переживания, повысить самооценку. Песочная терапия способствует формированию у маленькой личности самоуважения, научит понимать себя.
Список литературы:
1. Большебратская Э.Э. Песочная терапия - Петропавловск, 2010 г.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. ЧУДЕСА НА ПЕСКЕ. ПРАКТИКУМ ПО ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
3. И. Н. Хоменко. Коррекционно-диагностический комплекс «Песочная магия». СПб. ИМАТОН, 2009.
Делимся опытом