0+
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №1 г.Конаково"

Экспериментально -исследовательская деятельность на тему “Глина - пластилин ,их свойства”

14.11.2019

Длительность : 1 месяц

Участники:дети,воспитатели,родители

Цели :

•развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;

•обогащение представлений детей о свойствах различных материалов для лепки;

•развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы;

•создание предпосылок для формирования у детей практических и умственных способностей.

Задачи:

-Расширять представления детей о физических свойствах материалов для лепки;

-развивать представления детей о влиянии некоторых факторов среды на изменение свойств изучаемых объектов;

-расширять представление об использовании человеком глины;

-развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

-развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

Основной этап:

«Узнаем, какая глина»

Цель опыта: знакомство со свойствами глины (размокает, мнется, бьется).

Материалы,оборудования: кусок глины;емкости(ведерко);вода.

«Узнаем, какой пластилин»

Цель опыта: знакомство со свойствами пластилина

Материалы:пластилин,доска для пластилина

1. Беседа с рассмотрением иллюстраций «Где найти глину?». Цель: дать представления о качествах глины, местах её нахождения. Развивать наблюдательность, коммуникативные способности, интерес к художественному слову.

2. Опыт «Узнаем, какая глина».

Цель: познакомить детей со свойствами глины: размокает, мнётся, бьётся. Оборудование: Кусочки глины, миски с водой, поднос.

3. Чтение: «Глиняная сказка», «Глиняный парень».

Цель: расширять представления о свойствах глины. Учить воспринимать и осознавать образное содержание сказки, понимать и оценивать характеры героев.  

Оборудование: Текст сказки, детская энциклопедия; листы бумаги, цветные карандаши.

4. Опыт «Сравнение пластилина и глины».

Цель: Учить сравнивать свойства двух материалов, готовить пластилин и глину для лепки. Дать представление о том, что глина состоит из мелких частичек, сильно скреплённых между собой. Познакомить с изготовлением пластилина.

Оборудование: пластилин и сухая глина, листы бумаги, палочки.

Учимся сравнивать качества пластилина и глины, находить их сходства и различия. Делаем выводы: пластилин не растворяется в воде.Глина в воде размокает. Глина размягчилась в воде и марает руки.

5. Творческая мастерская: лепка из глины (пластилина) по замыслу.

Цель: закрепить представление о том, что из глины можно слепить разнообразные фигурки, при высыхании фигурки остаются крепкими; из пластилина фигурки не застывают. Развивать художественно-творческие способности детей, воображение.

Оборудование: Дощечки, кусочки глины, миски с водой, пластилин, стеки, салфетки.

Выводы: Лепим из пластилина. Пластилин цветной и поделки получаются разноцветные. Поделки из глины получились не цветные, их надо раскрашивать.

6. Опыт «Глина – водонепроницаемая».

Цель: определить, что глина не пропускает воду.

Оборудование: Ёмкости с сухой глиной, воронки, пластиковые бутылочки, марля, вода.

7. Рассматривание разных видов глины.

Цель: познакомить с разными видами глины (белая, голубая, красная), определить их сходства и различия.

Оборудование: Стаканчики с разными видами глины, лупа.

8. Консультация для родителей «Лепим с детьми дома».

Цель: познакомить родителей с различными способами лепки из разного материала. Объяснить значение занятий лепкой для всестороннего развития ребенка.

Консультация для родителей «Лепим с детьми дома».

Прекрасным вариантом проведения интересного и полезного вечера с ребенком может стать занятие лепкой. Не зря на уроках в садике и в начальной школе лепка из пластилина входит в программу. Малышам 2-3 лет, конечно, сложно разминать в неокрепших руках большие кусочки пластилина. Тем не менее, уже в этом возрасте лепка послужит отличным способом развития мелкой моторики рук. Детям в этом возрасте можно предложить раскатывать маленькие шарики или делать небольшие поделки из специального мягкого теста.

А вот для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста работа с пластилином просто необходима для укрепления мышц кисти руки, а значит, для освоения навыков письма, а также для развития творческих способностей. Вместе с ребенком можно сделать необычные поделки, забавных зверушек и другие фигурки или «нарисовать» пластилиновую картину.

А еще во время лепки из пластилина можно разобраться на практике с различными геометрическими формами или повторить названия цветов и частей тела на английском языке. Лепка — один из наиболее доступных видов творчества для детей начиная с самого маленького их возраста. Уже с двух лет можно использовать специальное мягкое тесто для лепки или сделать своими руками соленое тесто для этих целей.

Детям постарше пластилин помогает воплощать во что-то конкретное свое видение мира и представления о нем. Ребенок не только создает что-то, но и трогает это, меняет при желании и получает совершенно новый результат. Кроме того, в дальнейшем можно ставить даже маленькие спектакли с получившимися игрушками. А значит, ребенок сможет придумывать не только конкретные образы, но и целые сюжеты с ними.

Итак, во время лепки из пластилина можно развивать:

сенсорную чувствительность, которая включает восприятие веса, размера, формы и фактуры предметов;

мелкую моторику рук;

образное мышление и фантазию;

синхронизацию работы обеих рук;

усидчивость, способность планировать свою деятельность, чтобы достичь конкретного результата, анализировать и по мере необходимости изменять получившуюся фигурку.

Все эти навыки и умения обязательно пригодятся ребенку при обучении в начальной школе.

Прежде чем ребенок сможет самостоятельно приступить к работе с пластилином, родителям нужно показать на собственном примере несколько элементарных техник лепки:

разогрев и разминание материала, когда необходимо пальцами или ладонями надавливать на пластилин, словно месить его;

отщипывание, с помощью которого можно отделить несколько маленьких частей от более крупного куска;

так называемое шлепанье, когда нужно просто похлопывать по пластилину рукой с напряженной ладонью и прямыми пальцами;

сплющивание или сжимание в руке части материала для придания ему другой формы;

скатывание пластилина в шарик ладонями;

раскатывание в колбаску.

С помощью этих действий ребенок научится разминать материал и делать из него разнообразные фигурки, а потом соединять их вместе.

После того как дети научатся создавать несложные формы и работать с материалом, им наверняка станет интересно, как лепить из пластилина животных. Для начала выбирать стоит простых представителей фауны, с минимальным количеством деталей.

Например, самым маленьким детям в качестве одной из первых фигурок для лепки отлично подойдет фигурка гусеницы. Для ее изготовления всего лишь понадобится скатать несколько разноцветных шариков и прилепить их друг к другу.

Важно!

Ребенка обязательно нужно предупредить о том, что пластилин нельзя брать в рот, какими бы манящими ни показались готовые вылепленные клубнички или пирожные. Поскольку пластилин может оставлять после себя жирные следы, то работать с ним нужно на специальной дощечке и использовать фартук для творчества.

При необходимости пластилин можно заменить и другими материалами для лепки как покупными, так и теми, что можно легко сделать в домашних условиях. Особенно важно выделить тесто для лепки, такое же удобное и практичное, как и пластилин, да и найти его гораздо проще, чем другие материалы.

В магазине можно приобрести специальное мягкое тесто для лепки, которое по своему составу и свойствам очень похоже на домашнее соленое тесто. Но, конечно, выбирать лучше всего качественное покупное тесто известных производителей. Оно не только подходит для самых маленьких детей (2-3 года), но также просто поражает разнообразием цветов — самостоятельно такой палитры добиться очень сложно.

Правда, в отличие от пластилина, мягкое тесто очень быстро высыхает на открытом воздухе. Поэтому после работы его обязательно нужно поместить обратно в коробочку, в которой оно продавалось.

Соленое тесто — один из наиболее доступных и простых материалов для лепки. Его с легкостью можно приготовить дома, воспользовавшись одним из существующих рецептов.

Достаточно смешать муку и соль из расчета два к одному (две части муки к одной части соли), после чего добавить необходимое для создания однородной массы количество воды. Подкрасить соленое тесто можно или пищевыми красителями, или натуральными соками свеклы или моркови.

Вообще, лепка из пластилина или из любого другого подходящего материала — прекрасное занятие для ребенка, главное — увлечь его и дать свободу фантазии и возможность выбора подходящих материалов.

Сказка “Глиняный парень”

Жили-были старик да старуха. Не было у них детей. Старуха и говорит:

— Старик, вылепи из глины паренька, будто и сын будет.

Старик вылепил из глины паренька. Положили его на печку сушить. Высох парень и стал просить есть:

— Дай, бабка, молока кадушечку да хлеба мякушечку.

Принесла ему старуха это, а он съел все и опять просит:

— Есть хочу! Есть хочу!

И съел он у старика со старухой весь хлеб, выпил все молоко и опять кричит:

— Есть хочу! Есть хочу!

Нечего ему больше дать. Глиняный парень соскочил с печки и съел бабку с прялкой, дедку с клюшкой — и пошел на улицу.

Идет навстречу бык, Глиняный парень говорит ему:

— Съел я хлеба пять мякушек, молока пять кадушек, бабку с прялкой, дедку с клюшкой — и тебя, бык, съем!

Да и съел быка.

Идет дальше. Навстречу дроворубы с топорами. Глиняный парень и говорит:

— Съел я хлеба пять мякушек, молока пять кадушек, бабку с прялкой, дедку с клюшкой, быка с рогами — и вас всех съем!

И съел дроворубов с топорами.

Идет дальше. Навстречу ему мужики с косами да бабы с граблями. Глиняный парень им говорит:

— Съел я хлеба пять мякушек, молока пять кадушек, бабку с прялкой, дедку с клюшкой, быка с рогами, дроворубов с топорами — и вас всех съем!

Съел мужиков с косами да баб с граблями и дальше пошел. Встретил Глиняный парень козла и говорит:

— Съел я хлеба пять мякушек, молока пять кадушек, бабку с прялкой, дедку с клюшкой, быка с рогами, дроворубов с топорами, мужиков с косами, баб с граблями — и тебя, козел, съем!

А козел ему говорит:

— Да ты не трудись, стань под горку, а я стану на горку, разбегусь да тебе в рот и прыгну.

Стал Глиняный парень под горку, а козел разбежался с горы да рогами в брюхо как ударит! Тут и рассыпался Глиняный парень.

И вышли из брюха бабка с прялкой, дедка с клюшкой, бык с рогами, дроворубы с топорами, мужики с косами да бабы с граблями.

Всех козёл избавил.

Глиняная сказка

Жила на свете Твёрдая Глина, и никому от неё не было радости. Сухая она была, чёрствая, скорее треснет, чем сделает кому-то добро.

Пришла к Твёрдой Глине Вода.

— Надо, — говорит, — тебе быть помягче. Только тогда ты сможешь делать добро.

Прикоснулась к Глине Вода — и та сразу стала мягче. Так размягчилась от Воды, что из неё даже кружку вылепили.

— Будем с тобой вместе людей поить, — говорит Вода. — А пока я испаряюсь.

— Будем вместе, а сама испаряешься?

— Пока, — говорит Вода. — Чтобы поить людей, кружка должна быть твёрдой, непромокаемой. А со мной ты не станешь твёрдой. Поэтому — прощай!

— Ты же говорила, надо быть мягкой, чтобы делать добро. А теперь говоришь: надо быть твёрдой…

— Всё правильно, — сказала Вода. — Пока ты просто Глина, тебе необходимо быть мягкой, чтоб из тебя можно было что-нибудь вылепить. А когда стала кружкой, тут уже твёрдость нужна.

Вода испарилась, а Глина задумалась.

Оказывается, не так это просто — делать добро. Чтобы делать на земле добро, нужно хорошо знать, когда мягким быть, а когда — твёрдым.


Возврат к списку

© 2019 МБДОУ д/с № 1
Контактная информация

Адрес: 171252, Россия, Тверская область, г. Конаково, ул. Энергетиков, д.26

Телефон, факс: 8 (48242) 4-38-14, 4-39-10.   Министерство просвещения Российской Федерации Министерство образования Тверской области

Яндекс.Метрика

Использование материалов сайта согласуется с администрацией учреждения.