Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №1 г.Конаково"
Версия для слабовидящих

Организация образовательного процесса в соответствии с ФГТ

Согласно федеральным государственным требованиям программы дошкольного образования должны строить образовательный процесс на адекватных возрасту формах работы с детьми. До сих пор это вызывает недоумение у работников дошкольного образования. Что понимается под «адекватными возрасту формами» и отменяется ли привычная форма «занятие».
Отвечая на эти вопросы можно сказать, что «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности отменяется. Но процесс обучения, так же как и процессы воспитания и развития остаются. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Но необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».
Различия процесса обучения организованного в виде учебной деятельности и через организацию детских видов деятельности. Меняется позиция взрослого по отношению к ребенку; основной деятельностью являются детские виды деятельности, используются опосредственные методы обучения и т.д.

Отдельно следует сказать о формах работы. Педагоги-стажисты зачастую недоумевают: рассматривание, наблюдение, беседа и другое – это методы, а не формы работы с детьми. И с этим нельзя отчасти не согласиться. Никто не отменяет методов обучения дошкольников. Остановимся на понятии «форма».
Форма – это внешнее выражение какого-либо содержания, способ осуществления данного содержания. Формы совместной деятельности взрослого и детей являются внешними выражениями содержания дошкольного образования, способами его осуществления. Например: приобщение детей к музыкальному искусству может быть реализовано в детском саду с помощью следующих форм работы:
совместное слушание произведений; рассматривание портретов композиторов, произведений изобразительного искусства «иллюстрирующих» музыкальные образы и т.д.; беседы и рассказ воспитателя; импровизация на ту или иную музыкальную тему и т.д.

Другой пример: развитие познавательно-исследовательской деятельности может быть реализовано с помощью таких форм работы, как:
• экспериментирование;
• исследование;
• коллекционирование;
• реализация проекта и т.д.

Главное, чтобы все эти формы работы с детьми помогали воспитанникам с удовольствием и интересом осваивать содержание дошкольного образования.
Чем же отличается процесс обучения в детском саду, который осуществляется в виде учебной деятельности от процесса обучения через организацию детских видов деятельности.
При обучении ребенка в учебной деятельности взрослый главный, он руководит и управляет ребенком, если же обучение идет через деятельность детей, то здесь ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости, каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый конечно и старше, и опытнее.
В учебной деятельности активность взрослого выше, чем активность ребенка. В детской деятельности при обучении активность ребенка не меньше, чем активность взрослого.
Основная деятельность – учебная. Достигается решение поставленной задачи, цели. Дать детям определенные знания, умения и навыки. Активность детей нужна для достижения цели. Основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности: общение, игра, конструирование, изобразительная деятельность, трудовая деятельность. Ребенок должен быть активен, но важно, чтобы его активность не была беспорядочной, хаотичной. Сам процесс их выполнения и итоги радуют самих детей и взрослых, не имея при этом каких-либо жестких норм и правил. Здесь целью является подлинная активность, то есть деятельность детей, а освоение знаний, умений и навыков не так важно.
Основная модель организации образовательного процесса – учебная и основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка. Основная форма работы с детьми – занятие, а основные формы работы с детьми в детской деятельности это – наблюдение, беседы, разговоры, экспериментирование и исследования, коллекционирование, чтение, мастерская и т.д.
В учебной деятельности применяются прямые методы обучения, в детской деятельности применяются опосредственные методы обучения (при частичном использовании прямых).
Так же в учебной деятельности мотивы обучения на занятии не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. «Удерживает» детей на занятии авторитет взрослого. Поэтому педагогам зачастую приходится «украшать» занятие наглядностью, игровыми примерами, персонажами, чтобы сделать учебный процесс более привлекательным. Но ведь подлинная цель взрослого вовсе не поиграть, а использовать игрушку для мотивации освоения непривлекательных для детей предметных знаний.

В детской деятельности мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности.
Если процесс обучения осуществляется в виде учебной деятельности, то все дети должны обязательно присутствовать на занятии, если же в других видах детской деятельности, то допускается так называемые свободные «вход» и «выход» детей. Уважая ребенка¸ его состояние, настроение, предпочтения и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения к участникам этого совместного дела.
В учебной деятельности процесс в значительной степени регламентирован. Главное для взрослого – двигаться по заранее намеченному плану, программе. Педагог часто опирается на подготовленный конспект занятия. Образовательный процесс, осуществляемый через виды детской деятельности предполагает внесение изменений (коррективов) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей. Конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала (например, интересных сведений о композиторах¸ писателях, художниках и их произведениях), отдельных методов и приемов, но не как готовый образец образовательного процесса.

Возврат к списку

© 2012 МБДОУ д/с № 1
Контактная информация

Адрес: 171252, Россия, Тверская область, г. Конаково, ул. Энергетиков, д.26

Телефон, факс: 8 (48242) 4-38-14, 4-39-10.   Министерство образования и науки РФ Министерство образования Тверской области

Яндекс.Метрика