0+
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №1 г.Конаково"
Решаем вместе
Есть вопрос?

Что такое память?

10.12.2019

Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Память – это способность запоминать, сохранять, узнавать и воспроизводить материал. Человек без памяти не был бы человеком. Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, т. к. не успев дочитать до конца, забыли бы его начало.

Память многолика. Многое мы храним в памяти всю жизнь – собственное имя, образы отца, матери, родной язык, черты и особенности того места, где родились и т. д. Это все – долговременная память. Но существует и кратковременная память. Но кратковременная память может превращаться и в долговременную. Бывают случаи, когда едва поглядев на случайного прохожего, мы можем безошибочно узнать его лицо на фотографии или снимке.

Мы получаем информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию. Соответственно выделяют зрительную, вкусовую, осязательную и слуховую память. Кроме того, в зависимости от того, какую информацию человек запоминает, можно выделить:

• Память слова (словесная или вербальная память) ;

• Память на образы (образная память) ;

• Память на движения (двигательная память) ;

• Память на расположение предметов в пространстве, на временные отрезки, на числа, лица и т. д.

Наша цель – научиться развивать свою память и память своих детей. Если человек просто заучивает, многократно повторяя материал, «зазубривает» его, или быстро запечатлевает, как бы фотографирует, то такое запоминание называется механическим, или непосредственным, т. е. без средств. А что такое запоминание без средств? Это не что иное, как работа природной памяти. В тех случаях, когда человек старается запомнить, ищет для этого какие-то способы или приемы, осмысливает материал и т. д. речь идет о принципиально ином, качественно более высоком запоминании, о логическом (опосредованном, т. е. с помощью средств) .

Другими словами, в этом случае речь идет о культурной памяти. Как бы ни была сильна природная память, ведущая роль принадлежит культурной, ибо только благодаря приемам запоминания, человек становится способным управлять процессом запоминания. Человек может помнить целые поэмы, параграфы, молитвы … Это происходит потому, что данную информацию осмысливает, погружается в нее, пропускает через свой опыт, душу и сердце. Когда человек запоминает материал, многократно повторяя его, в этих случаях память не развивается используется только её природные резервы. Такие люди долго запоминают, мучительно вспоминают, многое забывают.

Особенности развития памяти детей от 3-х до 7 лет.

Остановлюсь об особенностях памяти детей от 3x до 7 лет.

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Лёгкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки, сказки, мультфильмы, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание. Ребенок запоминает непроизвольно, не желая того. Желание ребенка запомнить надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных процессов: восприятия, внимания, мышления, представления и воображения.

Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти – наиболее продуктивной формы запоминания. Ребенку надо помогать запоминать, тренировать его память, учить контролировать правильность запоминания. Пожалуй, это является одним из главных условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

Дошкольник младшего возраста запоминает произвольно чрезвычайно мало материала. Дети 3-4 лет в среднем, из 15 названных им слов, запоминают лишь 2-3 слова. Дети этого возраста еще не готовы использовать для запоминания какие-либо вспомогательные средства.

Дети 5-7 лет из 15 предложенных слов правильно воспроизводят 4-5 слов. Кроме того, большинство детей этого возраста уже способны привлекать для запоминания вспомогательные средства, в частности картинки. В этом случае объем запоминания возрастает почти в 2 раза и составляет в среднем 8-9 слов.

Понимание – вот основа как произвольной так и непроизвольной памяти. Научить детей думать – это значит научить их анализировать, т. е. выделять в предметах определенные свойства и признаки; сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходство и различие. У детей 6-7 лет появляются предпосылки развития логической памяти – мыслительной памяти, основанной на понимании, на специальной мыслительной обработке материала в целях его запоминания и воспроизведения.

Важным приемом запоминания, которым овладевают дошкольники, является повторение материала. Повторение имеет двоякое значение: оно необходимо, чтобы материал был запечатлен, выучен, и для того, чтобы он сохранился в памяти. В целях, как запоминания, так и сохранения материала в памяти, большое значение имеет разнообразие повторений. Например, добиваясь усвоения детьми названия геометрических фигур, мы проводим с детьми разнообразные дидактические игры («Чудесный мешочек», «Что спрятано», «Что изменилось» «Покажи такую же фигуру» и т. д.) . где дети упражняются в названии предметов различной геометрической формы. При разнообразии повторений поддерживается и повышается интерес детей к работе.

Более сложными и более продуктивными являются способы запоминания, основанные на логической обработке материала, классификации.

Представим себе, что ребенку нужно запомнить определенное количество лежащих перед ним картинок. При взгляде на них он обнаружит, что среди них есть группы однородных картинок с изображением предметов, имеющих общие признаки (например, мебель, посуда, цветы, транспорт и т. д.) . определив в материале одну группу, например, мебель, ребенок ищет все картинки, относящиеся к ней. Затем отыскивает картинки, входящие в группу посуды и т. д. Важно то, что с самого начала происходит объединение однородных предметов и называние групп. Комплектуя группу, он постоянно имеет в виду это обобщенное название. Удержать в памяти названия 4-5 групп значительно легче, чем запомнить 20 не связанных между собой картинок.

Итак, классификация – это сложная мыслительная операция, требующая умения анализировать материал, распределять предметы по группам.

Замечу, что прежде чем осуществлять группировку, ребенок должен уметь выделить, воспринять каждый элемент материала и обозначить его словом в форме речи. Задания усложняются постепенно. Вначале полезно упражнять детей в действии с игрушками, реальными предметами. («Назови одним словом», «Четвертый лишний», «Наведи порядок», «Убери лишнее», подобные игры проводятся и с картинками.

Опыт показывает, что наиболее трудными оказываются для детей обобщающие слова, особенно такие, как «Насекомые», «Обувь», «Фрукты», «Инструменты», «Транспорт», «Деревья», «Профессии». Известно, что пассивный словарь ребенка шире его активного словаря. Ребенок может понимать слова – обувь, насекомые, мебель и др., но не употреблять их в своей речи.

Необходимо побуждать детей к самостоятельному употреблению родовых названий, для чего можно проводить разнообразные игры: «Что это и к чему относится» (картинки) – назвать предмет и группу, к которой он относится: «Кому что нужно» - («Кому нужен лук? – «Мне, у меня овощи»). «Назови одним словом» (взрослый перечисляет несколько названий, например, корова, лошадь, собака, свинья – ребенок должен сказать родовое название – «Домашние животные». Без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно.

Вот почему так важно развивать смысловую память и показывать ребенку различные приемы, которые помогают лучше запоминать.

                                               "Игры на развитие памяти, внимания"

«Пары слов»

Запомнить вторые слова из пары: Кошка – молоко; булка – масло; мальчик – машина; зима – горка; стол – пирог; зубы – щетка; река – мост.

Упражнение «Запомни по порядку»

Зачитывают 10 слов. Нужно запомнившиеся слова в том же порядке, как они были предъявлены.

Слова: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок.

Игра "Фотоаппараты" - на развитие памяти и внимания.

1-ый вариант: детям на секунду показывается карточка с любым изображением, должны как можно подробнее описать его.

2-ой вариант: показывается картинка с изображением какого-либо сюжета (30 секунд), после чего дается другая, подобная первой картинка, но на ней некоторые предметы отсутствуют или заменены на что-то другое. Надо сказать, что изменилось

3-ий вариант: на столе раскладываются любые предметы, игрушки и т.п. (в количестве не больше 7 штук для ребенка 5-6 лет, если ребенок младше, то число предметов должно быть меньше). Ребенку дается 30 секунд, чтобы запомнить, что и где лежит. Затем он отворачивается. Взрослый переставляет предметы, либо что-то убирает совсем или замещает на другой предмет. Ребенок должен определить, что изменилось.

Игра "Опиши соседа" - развитие памяти, внимания, наблюдательности.

В принципе, описывать можно что угодно, а не только соседа. Игра удобна тем, что проводить ее с ребенком можно где угодно - на прогулке, дома. Можно устроить что-то типа соревнования. Вы вместе с ребенком выбираете знакомый вам обоим предмет, человека…все, что угодно. И нужно припомнить как можно больше отличительных его свойств, признаков. Называть можно по одному признаку, по очереди. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить что-нибудь об этом предмете, когда будет его очередь.

Игра "Кукловод" - развитие двигательной памяти.

"Кукловод" завязывает глаза ребенку и "водит" его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д.

Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.

Движения постепенно можно усложнять, увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить "куклу", согнуть руки, заставить присесть, сделать полный оборот через левое плечо и т. д.

«Заметить все»

Положить в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть их. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все. Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8-10, спросить у ребенка, в какой последовательности они лежали. Поменяв местами 2 предмета, показать снова все предметы секунд на 10. Предложить ребенку уловить, какие предметы переложены.

«Ищи безостановочно»

В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета (размера, одинаковой формы, из одного материала и т.п.), по сигналу один начинает перечислять, другие его дополняют.

«Запомни порядок»

5-6 человек выстраиваются в ряд в произвольном порядке. Водящий на 30-40 секунд поворачивается в их сторону и, отвернувшись, перечисляет, кто за кем стоит.

Игры на внимание.

Срисовывание картинки по точкам.

Задаете картинку сами на листке в клеточку прямыми линиями (горизонтальными, вертикальными, наклонными), а ребенок должен рядом такой же рисунок нарисовать. Постепенно рисунок может усложняться, можно добавлять круги и т.п., но так, чтобы нарисовать все можно было бы, ориентируясь по точкам.

"Зашифрованные цвета".

Нарисованную простым карандашом картинку разбить на сектора. Сектора подписать разными буквами (цифрами). Задача ребенка раскрасить одним цветом сектора с одинаковыми буквами (цифрами), например, желтым - все сектора "А", зеленым - все сектора "В" и т.п. В результате должна получиться раскрашенная картинка. Но это задание требует длительной подготовки со стороны родителей. Можно начинать с рисунка птиц, бабочек, гномиков.

Разные задачи типа:

1. Нарисуй 5 бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя была желтая, а последняя самая маленькая.

2. Уже нарисовано, например, 4 круга: большой - маленький - большой - большой. Задача: раскрась круги так, чтобы маленький был между черным и синий, а черный рядом с красным. И т.п. задания.

Упражнение на распределение внимания

В старой книжке в тексте вычеркивать какие-нибудь 2-3 буквы разным способом. Например, букву "А" - зачеркиваем вертикальной чертой, букву "Л" - просто подчеркиваем, а букву "О" - горизонтальной чертой. Можно усложнить задачу: одновременно в незнакомом тексте вычеркивать буквы и запоминать содержимое. А потом проверить, как этот текст усвоен и сколько букв правильно вычеркнуто.

Упражнение «Не собьюсь»

Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания - следующие задания:

считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»

Упражнение «Наблюдательность»

Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти. Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.

Упражнение «Летает – не летает»

Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.

Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

"Нарисуй узор" - графические диктанты

(выполняются на листках в клеточку).

Это упражнение развивает произвольность и устойчивость внимания. Продиктуете ребенку начало повторяющегося элемента узора. Ребенок должен его нарисовать под диктовку, не отрывая карандаша от бумаги, и продолжить до конца строки.

Например: одна клетка вниз - одна клетка вправо - одна клетка вверх - одна клетка вправо - одна клетка вниз - одна клетка вправо - одна клетка вверх. (Как разновидность - нарисовать под диктовку фигуру и раскрасить).

Игра "Маленький жук".

"Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!

Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук".

(Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле). Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняйте задания ходами: 2 клетки наискосок вправо- вниз, 3 клетки влево и т.

"Три пункта"

Стимулирует развитие объема внимания. Вы предлагаете ребенку занять удобную для него позу и замереть в ней, то есть не двигаться. При этом малыш должен выслушать и запомнить три пункта задания. Затем вы говорите: "Раз, два, три - беги!" - и ребенок быстро выполняет все пункты задания, причем именно в той последовательности, в какой они звучали. Задания могут быть самые разные, например:

1. Самое простое задание:

- Пункт первый. Хлопни в ладоши три раза;

- Пункт второй. Назови какую-нибудь мебель;

- Пункт третий. Встань рядом с предметом, сделанным из дерева.

Когда ребенок освоится с правилами игры, можно предложить ему усложненный вариант.

2. Усложненное задание:

- Пункт первый. Подпрыгни столько раз, сколько тебе лет;

- Пункт второй. Напиши в тетради название водоплавающей птицы;

- Пункт третий. Встань рядом с предметом, который начинается на букву "С".

Задание можно усложнять, увеличивая количество пунктов до 4-5. В эту игру хорошо играть с двумя - пятью детьми. Пригласите в гости друзей вашего малыша. Ваши усилия не пройдут даром. Ребенок не только разовьет свое внимание, но и будет учиться общаться со сверстниками.

Упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания.

Можно поиграть и так. Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру с начала.

В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т.е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение. Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми, желание, азарт и приз победителю сделают их еще более увлекательными.

Для развития устойчивости внимания дайте ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, а). Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты в графике и проанализируйте их. Порадуйтесь вместе с малышом успехам. Затем для тренировки распределения и переключения внимания измените задание. Например, так: "В каждой строчке зачеркни букву а, а букву п - подчеркни". Или так: "Зачеркни букву а, если перед ней стоит буква р, и подчеркни букву а, если перед ней стоит буква н". Фиксируйте время и ошибки. Не забудьте похвалить малыша.

Картинки "Найди отличие".

Все ребята с удовольствием любят рассматривать картинки. Можно сочетать полезное с приятным. Предложите малышу взглянуть на картинки, где, например, изображены два гнома (или два котенка, или две рыбки). На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть малыш постарается обнаружить различия. Можно еще подобрать несколько картинок с нелепым содержанием и попросить ребенка найти несоответствия.

Список литературы

1. 30 уроков развития внимания и памяти; Современная школа, Кузьма - Москва, 2009. - 212 c.

2. Задания и упражнения для развития памяти, внимания и воображения у детей 5-7 лет; КАРО - , 2009. - 544 c.

3. Развиваем зрительную память; АСТ, Астрель - Москва, 2010. - 732 c.

4. Развиваем память и мышление. Для детей от 4 лет; Эксмо - Москва, 2011. - 445 c.

5. Развиваем память и мышление. Для детей от 5 лет; Эксмо - Москва, 2011. - 953 c.

6. Тренируем память; Современная школа, Кузьма - Москва, 2009. - 614 c.

7. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Ступеньки к школе. Развиваем логическое мышление и память; Дрофа - Москва, 2009. - 256 c.

 


Возврат к списку

© 2019 МБДОУ д/с № 1
Контактная информация

Адрес: 171252, Россия, Тверская область, г. Конаково, ул. Энергетиков, д.26

Телефон, факс: 8 (48242) 4-38-14, 4-39-10.   Министерство просвещения Российской Федерации Министерство образования Тверской области

Яндекс.Метрика

Использование материалов сайта согласуется с администрацией учреждения.