0+
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №1 г.Конаково"
Решаем вместе
Есть вопрос?

Возрастные особенности развития речи детей дошкольного возраста

24.10.2013

Исследователи  выделяют  разное  количество  этапов  в  становлении  речи детей, по-разному  их  называют, указывают  различные  возрастные границы каждого.
1-й - подготовительный - до одного года;
2-й - преддошкольный этап первоначального овладения языком - до 3 лет;
3-й - дошкольный - до 7 лет;
4-й - школьный.
   Итак, первый  этап — подготовительный  (с  момента  рождения   ребенка до одного года). В это время происходит подготовка к овладению речью.
Около 2 мес. появляется гуление и к началу 3-го мес. — лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т.п.). Лепет - это сочетание  звуков, неопределенно  артикулируемых.
С  5  мес. ребенок  слышит  звуки,  видит  у  окружающих   артикуляционные движения губ  и  пытается  подражать.  Многократное  повторение  какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.
С 6 мес. Ребенок  путем  подражания произносит отдельные  слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).
В   дальнейшем   путем  подражания  ребенок   перенимает   постепенно   все элементы звучащей речи: не только фонемы,  но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.
Во втором полугодии малыш воспринимает  определенные  звукосочетания и связывает  их с предметами  или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но  в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова.
В  возрасте  7-9 мес. Ребенок  начинает  повторять  за  взрослым  все более  и более разнообразные сочетания звуков.
С  10 - 11 мес.  Появляются   реакции  на  самые  слова  (уже   независимо  от ситуации и интонации говорящего).
В   это  время   особо  важное   значение   приобретают   условия,  в   которых формируется   речь   ребенка  (правильная   речь   окружающих,  подражание взрослым и др.). К концу первого года жизни появляются первые слова.
Второй этап — преддошкольный (от одного года до 3 лет). С  появлением  у ребенка  первых  слов   заканчивается  подготовительный  этап  и  начинается   этап    становления    активной   речи.  В   это  время   у   ребенка   появляется особое  внимание  к  артикуляции  окружающих. Он   очень  много  и  охотно  повторяет   за   говорящим  и сам произносит слова. При  этом  малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.
Первые  слова ребенка носят  обобщенно-смысловой характер. Одним  и  тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай  кашу; горячая  каша. Или слово папа может означать  пришел  папа; нет папы;  папа,  подойди  и  т. п. Понять  малыша  можно  только  в  ситуации,  в которой или по поводу которой и происходит его общение с взрослым.  Поэтому  такая  речь называется  ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.
С   полутора   лет   слово   приобретает   обобщенный    характер.  Появляется возможность  понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.
На  протяжении  2-го и 3-го годов  жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.
Следует  отметить, что  различные  исследователи (как  наши, отечественные, так  и зарубежные) приводят разные количественные  данные о росте словаря детей.
Наиболее  распространенные  данные  о  бурном  развитии словарного запаса  детей   в  преддошкольном  периоде: к  1 г. 6 мес.— 10-15 слов;  к  концу 2-го года — 300  слов (за 6 мес. около 300 слов); к 3 годам — около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов).
Значения слов становятся все более определенными.
К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.
Сначала  ребенок  выражает свои желания, просьбы, одним словом. Потом — примитивными  фразами   без  согласования («Мама,  пить   мамуле  Тата» — Мама,  дай  Тате  попить  молока). Далее  постепенно   появляются  элементы согласования и соподчинения слов в предложении.
К   2  годам   дети  практически   овладевают  навыками  употребления   форм единственного  и  множественного числа  имен существительных, времени  и лица   глаголов,  используют  некоторые  падежные  окончания. В   это  время   понимание  речи   взрослого  значительно   превосходит произносительные возможности.
Третий   этап  —  дошкольный  (от  3  до  7  лет).  На  дошкольном   этапе   у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно  обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков р и л, реже — дефекты смягчения, озвончения и йотации.
На  протяжении  периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается  навык слухового контроля за собственным произношением, умение  исправлять  его в   некоторых    возможных  случаях.   Иными   словами,  формируется  фоне-матическое восприятие.
В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4—6 годам достигает 3000—4000 слов. Значения   слов  еще   больше  уточняются  и   во  многом  обогащаются.  Но часто  дети  еще  неверно  понимают  или   используют  слова,   например   по аналогии   с  назначением    предметов   говорят  вместо  поливать   из   лейки «леять»,  вместо  лопатка  «копатка»   и  т. п.  Вместе  с  тем  такое   явление  свидетельствует   о  «чувстве языка». Это  значит,  что  у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.
Параллельно  с  развитием словаря  идет  и  развитие  грамматического  строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После  трех  лет происходит      значительное     усложнение      содержания     речи     ребенка, увеличивается  ее  объем.  Это  ведет к усложнению структуры предложений.
Дети  4 - го   года    жизни    пользуются   в    речи    простыми    и   сложными предложениями.  Наиболее  распространенная  форма  высказываний  в  этом возрасте  —  простое   распространенное   предложение  («Я   куклу   в   такое красивое платье одела»; «Я стану большим сильным дядей»).
На  5  году  жизни    дети   относительно   свободно   пользуются   структурой сложносочиненных  и сложноподчиненных  предложений («Потом, когда  мы пошли   домой,  нам   подарки  дали: разные   конфеты,  яблоки,  апельсины»; «Какой-нибудь  умный  и  хитрый   дяденька  купил  шарики,  сделал  свечки, подбросил на небо, и получился салют»).
Начиная с этого возраста, высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во  время   бесед  их   ответы  на  вопросы  включают  в  себя  все  большее  и большее количество предложений.
В    пятилетнем  возрасте  дети  без   дополнительных   вопросов   составляют пересказ  сказки  (рассказа)  из  40-50  предложений, что  свидетельствует  об успехах   в   овладении  одним  из  трудных  видов  речи  —  монологической речью.
В этот период значительно улучшается фонематическое  восприятие: сначала ребенок  начинает  дифференцировать  гласные  и  согласные  звуки, далее — мягкие  и  твердые  согласные и, наконец,  сонорные,  шипящие  и  свистящие звуки.
К  4  годам  в  норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно   быть   сформировано   фонематическое   восприятие.  К    этому   же времени  заканчивается  формирование  правильного  звукопроизношения  и ребенок говорит совсем чисто.
Четвертый этап — школьный (от 7 до 17 лет).
Главная особенность развития речи у детей на данном этапе  по сравнению  с предыдущим  — это  ее  сознательное  усвоение. Дети  овладевают  звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний.
Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной  речи. Итак, в школьном возрасте  происходит целенаправленная  перестройка  речи ребенка — от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.
Указанные  этапы  не  могут  иметь  строгих,  четких  границ. Каждый из  них плавно переходит в последующий.
Нормальное   ( своевременное    и   правильное )  речевое    развитие   ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений  об  окружающем. Таким   образом,  речь,  ее  развитие  самым тесным  образом  связаны  с  развитием мышления.  Речь  маленьких  детей  в период   ее   формирования   всегда   отличается   недостатками    звукопроиз-ношения.  Прежде  всего, это  вызвано  недостаточным  развитием  движений  органов   артикуляционного   аппарата:  языка,   губ,   мягкого   нёба, нижней  челюсти.   Второй    причиной   является   недостаточная   сформированность речевого, или  фонематического,  слуха,  т.е.  способности   воспринимать  на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы).
Поэтому  к  началу  дошкольного  возраста, хотя ребенок уже в значительной степени  овладевает  речью, она  еще недостаточно ясна и чиста по звучанию.
Понятно,  что  дети  отличаются друг от друга  как по степени развития фоне-матического восприятия, так и по развитию моторики речевого аппарата. Некоторым детям легко даются артикуляционные движения,  и  они  с одного показа и объяснения могут усвоить произношение  прежде  недоступного для них   звука.  Другие  плохо   владеют  своими  речевыми  органами,  и   нужна длительная   тренировка    для    того,    чтобы   ребенок     смог     выполнить необходимое    артикуляционное    движение.
Наиболее  типичными возрастными несовершенствами звукопроизношения у детей трехлетнего возраста являются следующие:
согласные   звуки   произносятся   смягченно: «сюлоськи»  (чулочки),  «толь» (стол), «зюби» (зубы), «скамееська» (скамеечка). Значительно реже, но все-таки наблюдаются   обратные   явления — замена  мягких  фонем   твердыми:
«тота» (тётя), «мыська» (мишка), «Лу-ба» (Люба);
большинство  детей  не произносит  шипящих фонем ш, ж, ч, щ и заменяет их обычно свистящими с, з: «лосадка» (лошадка), «сапка» (шапка), «зук»  (жук), «нозик» (ножик), «девоська» (девочка), «сетка» (щётка);
дети  совсем  не  произносят звук р: «ука» (рука), «ыба» (рыба) или заменяют его  другими  звуками — л, л',  в,  й:  «колова»  (корова),  «лот»  (рот),  «лёза» (роза), «кавман» (карман), «йак» (рак);
звук   л  чаще  всего   смягчается:  «люза»  (лужа),  «толь»  (стол). Нередко  л заменяется и: «туй» (стул), «той» (стол), «йампа» (лампа);
звуки  г,  к,  х или  отсутствуют, или  заменяются т и д: «дуси» (гуси), «тоска» (кошка), «тлеп» (хлеб).
Кроме  того, в  этом  возрасте  детям  трудно  дается произношение двух-трех рядом  стоящих  согласных  звуков. Чаще  ребенок  произносит лишь один из звуков. Неударные слоги нередко выпадают, звуки  и  слоги  переставляются, взаимоуподобляются,  особенно  в  длинных  и  новых  словах:  «тол»  (стол), «леп»   (хлеб),  «ципёнок»   (цыплёнок),  «мицинел»  (милиционер),  «мачик» (мальчик),  «плесин»  (апельсин),  «мнемножко»   (немножко),   «клювка» (клюква).
   Постепенно   все   эти   недочеты    уменьшаются,  а  к  четырем-пяти  годам многие  дети  овладевают  правильным  звукопроизношением.

Возврат к списку

© 2019 МБДОУ д/с № 1
Контактная информация

Адрес: 171252, Россия, Тверская область, г. Конаково, ул. Энергетиков, д.26

Телефон, факс: 8 (48242) 4-38-14, 4-39-10.   Министерство просвещения Российской Федерации Министерство образования Тверской области

Яндекс.Метрика

Использование материалов сайта согласуется с администрацией учреждения.