Связная речь
Связная речь
Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребёнок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.
Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние и на эстетическое развитие: при пересказах, при составлении своих рассказов ребёнок старается использовать образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.
Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в своих силах.
Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи.
Формирование грамматического строя речи направлено на развитие умения выражать свои мысли простыми и распространёнными, сложносочиненными и сложноподчинёнными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа. Работа по воспитанию звуковой культуры речи способствует тому, чтобы речь ребёнка была чёткой, внятной, выразительной.
Дидактические игры и задания, которые можно использовать в работе.
1.Развитие словообразования:
«Назови ласково» - образование уменьшительно-ласкательных существительных.
«Чей малыш?» - образование названий детёнышей в единственном и множественном числе.
«Чей хвост?», «Чей след?» - образование притяжательных прилагательных.
«Какой сок?», «Какой суп?», «Какой компот?», «Какое варенье?» - образование относительных прилагательных.
Образование сложных слов (составить одно слово из двух: сам летает -…(самолёт), сам катится - …(самокат).
Игра «Он, она, оно, они» - дифференциация рода.
2. Закрепление словоизменения существительных, глаголов и прилагательных.
«Один – много» - дифференциация существительных единственного и множественного числа.
«Что из чего сделано?» - закрепление формы родительного падежа существительных.
«Кому что подарим?» - закрепление формы дательного падежа существительных.
«Кто где живёт?» - закрепление формы предложного падежа существительных.
«Играем с глаголами» - закрепление согласования существительных и глаголов в числе.
«Мой, моя, моё, мои», «Чьи вещи?» - согласование притяжательных местоимений с существительными.
Умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путём систематического обучения на занятиях.
Делимся опытом