Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №1 г.Конаково"
Версия для слабовидящих

ИГРЫ – ЭКСПЕРИМЕНТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

20.08.2017

Карпик Д. Г., воспитатель

МБДОУ  «Детский сад №1 г.Конаково»

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ИГРЫ – ЭКСПЕРИМЕНТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но  в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творить. Период дошкольного детства выделятся исследователями как особенно значимый для всего последующего развития ребенка, накопления ярких впечатлений, полезных и интересных сведений об окружающем, развития любознательности. По мнению ученых (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович и др.), своевременно несформированный познавательный интерес может послужить причиной неуспеваемости детей в школе, привести к снижению активности их мыслительной деятельности.

Сегодня понятие «познавательная активность» является одной из важных задач работы педагога. Познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. Не секрет, что самые ценные и прочные знания добываются детьми самостоятельно, в ходе собственного творческого поиска. Взрослому важно помочь ребенку реализовать свою исследовательскую активность. Но практика показывает, что иногда и педагоги, и родители намеренно ограничивают исследовательскую активность детей. Уже в раннем возрасте, для безопасности ребенка, взрослые ограничивают его исследовательские потребности разными средствами. Это игровой манеж или кроватка: куда бы не пополз, всюду решетка. Это многочисленные запреты: « не лезь», «не тронь», «не мешай», когда ребенок трогает и ощупывает разнообразные предметы: тяжелые и легкие, острые и тупые, мягкие и жесткие, когда шлепает по лужам, разбирает игрушку и др.

Старшим дошкольникам иногда говорят: «много будешь знать, скоро состаришься» или «любопытной Варваре на базаре нос оторвали…». Взрослые привыкли убеждать себя в том, что эти ограничения защищают ребенка от опасности. Однако не всегда взрослые задумываются о том, что спасая ребенка от внешних опасностей, мы помещаем его в образовательный и эмоциональный вакуум, ограничивая исследовательскую активность, что приводит к обеднению его познавательного опыта, первых ростков любознательности.

Детское экспериментирование  один из методов познавательного развития детей дошкольного опыта. В процессе эксперимента помимо познавательной деятельности, идет развитие психических процессов – обогащение памяти, речи, активация мышления, умственных умений, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.

При проведении эксперимента можно опираться на следующий примерный алгоритм:

1.     Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассмотрение иллюстрационных материалов);

2.     Определение тематики эксперимента;

3.     Выбор цели, задач работы с детьми (воспитательные задачи, развивающие, познавательные);

4.     Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возрастных особенностей детей, изучаемой темой;

5.     Подготовка к фиксации результатов эксперимента в различных формах 9таблицы, модели) с целью подведения к самостоятельным выводам по результатам эксперимента.

Для того, чтобы ребенок был мотивирован заниматься экспериментной деятельностью, можно применять различные стимулы: внешние стимулы (новизна, необычность объекта), тайна, сюрприз, мотив помощи, познавательный мотив (почему так?). Часто приобретенный опыт во время эксперимента находит свое проявление в творчестве детей (оформление коллажей, поделки, рисунки, аппликации и т. д.).

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что использование игр – экспериментов на практике является эффективным и необходимым средством для развития у дошкольников любознательности.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам» (Ральф Уолд Эмерсон).

Список используемой литературы:

1.     Дыбин О. В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников. /Под ред. О. В. Дыбиной.. – 2-е изд., - М.: ТЦ Сфера, 2013г.

2.     Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль: Издательство «Академия развития», 2002г.

3.     Деркунская В. А. Игры – эксперименты с дошкольниками. – М.: Центр педагогического образования, 2012г.


Возврат к списку

© 2012 МБДОУ д/с № 1
Контактная информация

Адрес: 171252, Россия, Тверская область, г. Конаково, ул. Энергетиков, д.26

Телефон, факс: 8 (48242) 4-38-14, 4-39-10.   Министерство образования и науки РФ Министерство образования Тверской области

Яндекс.Метрика